Социально-психологическая служба
Как уберечь ребенка от возможной беды?
Есть круг профилактических мер, следование которым поможет избежать беды. И суть их заключается в здоровом образе жизни семьи. Ответственность за происходящее в ней ложится в первую очередь на родителей.
Как показывает практика, часто обеспечить надежную защиту детей от наркоопасности мешают заблуждения родителей. Многие думают, что:
- Если мы в свое время, когда были подростками, не пристрастились к чему-то плохому, значит, и наши дети не пойдут на это;
- Мы хорошо знаем внутренний мир своего ребенка
- Провести беседу о вреде наркотиков или предложить ребенку что-то почитать на эту тему – вполне достаточная воспитательная мера в формировании негативного отношения к наркотикам.
- Чем меньше информации на тему наркотиков, тем лучше.
- Благополучие ребенка зависит только от того, сколько мы вложили в него сегодня (основными вложениями считаются деньги и знания).
- Следует пустить все на самотек – ребенок настолько разумен, что инстинкт самосохранения его вовремя остановит.
Это непростая задача – показать ребенку-подростку, что мир прекрасен во всех его проявлениях. Для этого необходимо не терять с ним внутренней связи, интересоваться, чем он живет, относиться к его личности с уважением.
Только от взрослых зависит, будет ли сохранен добрый дух семьи, который впоследствии станет для ребенка «охранной грамотой» в любых жизненных испытаниях. Доброжелательность и общительность – главные условия существования гармонии внутри семьи.
Только бдительность родителей позволит вовремя обнаружить опасные отклонения в поведении ребенка.
Помощь ребенку – это не разовая акция, а большая ежедневная работа на длительный срок. Будьте другом своему ребенку.
Общение – основная человеческая потребность, особенно для родителей и детей. Отсутствие общения с вами заставляет ребенка обращаться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить. Но кто они и что посоветуют? Старайтесь быть инициатором, открытого доверительного общения со своим ребенком. Наиболее эффективно общение протекает с позиции «взрослый-взрослому». И тогда вы сможете достичь самого главного – откровенности своего ребенка. Даже если он попробовал наркотик, есть большая вероятность, что он честно расскажет вам об этом, - а это уже половина успеха. Далее вы сможете незамедлительно начать совместную борьбу с возникшей проблемой.
Не менее важным является умение слушать – основа эффективности общения.
Умение слушать означает:
- Быть внимательным к ребенку
- Уважительно относиться к его точке зрения
- Уделять внимание взглядам и чувствам ребенка.
Важно знать, чем занят ваш ребенок. Иногда внешнее отсутствие каких-либо нежелательных действий скрывает за собой вредное занятие. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: "А что было дальше?" или "Расскажи мне об этом…" или "Что ты об этом думаешь?".
Ставьте себя на его место. Молодому человеку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы не плохо показать, что вы осознаете, насколько ему сложно. Главное, он дожжен знать, что вам интересно все, что с ним происходит.
Проводите время вместе. Очень важно, когда родители умеют вместе с ребенком заниматься спортом, музыкой, рисованием или иными способами устраивать совместный досуг. Это необязательно должно быть нечто особенное. Пусть это будет простой поход в кино, на стадион, на рыбалку, за грибами или даже совместный просмотр телевизионных передач.
Дружите с его друзьями. Он может испытывать очень сильное давление со стороны друзей, поддаваться чувству единения с толпой. Поэтому здесь необходим ненавязчивый контроль со стороны родителей.
Будьте здоровы!
Уважаемые родители!
Социально-психологическое тестирование обучающихся (далее - СПТ) является необходимой мерой социального контроля и предупреждения распространения немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ в подростковой и молодежной среде.
Социальное тестирование проводится на всей территории Российской Федерации с 2014 года в различных типах образовательных организаций. Это общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации и организации высшего профессионального образования.
Употребление несовершеннолетними наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу для здоровья подрастающего поколения.
Среди основных причин употребления наркотических и психоактивных веществ среди несовершеннолетних специалисты называют молодежную субкультуру, пропагандирующую наркопотребление как элемент моды, отсутствие занятости в свободное время, веру в миф, что от наркотиков легко отказаться и так далее.
Законом устанавливается компетенция образовательных организаций по обеспечению раннего выявления незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся путем проведения СПТ обучающихся.
За короткий промежуток времени подростковое сообщество переживает по меньшей мере три тревожные тенденции. Первая – синтетические наркотики. Молодежь перешла на синтетические вещества, которые можно легко «раздобыть», а эффект от их применения не так очевиден окружающим. Специалисты подчеркивают, что некоторые дети начинают употреблять синтетические вещества едва ли не с начальной школы (не однократно в СМИ проходила информация о том, что посторонние люди угощают ребенка жвачкой, конфеткой и т.п.) .Родителям, как правило, бывает сложно обнаружить употребление наркотиков ребенком, пока употребление не перерастает в необратимую стадию – зависимость. Позднее выявление приводит к росту общей заболеваемости, то есть к тяжелым медицинским и социальным потерям. При отсутствии профилактических мероприятий эти лица быстро пополняют группу больных наркоманией.
Вторая тревожная тенденция – подростковый суицид. Огромный медийный эффект имела тема так называемых «групп смерти». Это паблики ВКонтакте, в которых подростки следовали за своими кураторами, что в процессе этой игры приводило их к самоповреждению, либо даже к совершению суицида. Этот факт показал, что современные подростки имеют интерес к теме суицида. Этот феномен диагностирует суицидальную наклонность у многих подростков. Дети не чувствуют себя устойчиво в этом мире. Они не находят себя среди социальных возможностей.
Третья – подростковая делинквентность (антиобщественное противоправное поведение). Новостей по теме подростковой преступности очень много, и это, к сожалению, не только кража шоколадки из магазина. Но есть проблема, имеющая не меньшие драматические и резонансные эффекты. Это, например, школьная травля (буллинг). Как правило асоциально настроенная молодежь просто преследует, прессует, избивает тех, кто по уличным законам жить не умеет.
Задача социально-психологического тестирования – выявить у детей исключительно личностные (поведенческие, психологические) особенности, которые при определенных обстоятельствах могут стать, или уже стали, значимыми факторами риска возможного вовлечения в зависимое поведение подростка, связанного с дефицитом ресурсов психологической устойчивости личности. Социально-психологическое тестирование проводится в образовательных организациях области в соответствии со следующими нормативно правовыми актами: Федеральный закон от 07.06.2013г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ». Приказ Министерства просвещения РФ от 20. 02. 2020 г. № 59 «Об утверждении Порядка проведения социально психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях». Распоряжение Министерства образования и молодежной политики Свердловской области.
При тестировании осуществляется оценка вероятности вовлечения в зависимое поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты, с целью организации адресной и системной работы с обучающимися, направленной на профилактику вовлечения в потребление наркотических и психоактивных веществ. Полученные результаты СПТ носят прогностический, вероятностный характер.
Методика не может быть использована ни при каких обстоятельствах для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости, не является основанием для постановки любого диагноза (наркомания или алкоголизм), постановки на различные виды учета.
В обобщенном виде они будут использованы при планировании (корректировки) профилактической работы в образовательной организации, где учится ребенок. Основные принципы проведения социально-психологического тестирования:
принцип добровольности: в СПТ принимают участие обучающиеся в возрасте от 13 лет при наличии письменных информированных согласий одного из родителей (законных представителей), обучающиеся в возрасте от 15 лет и старше такое согласие дают самостоятельно. Достаточно согласия одного из родителей ученика; принцип ненаказуемости: результаты СПТ не являются основанием для применения мер дисциплинарного наказания; принцип помощи: по результатам тестирования можно обратиться за помощью к психологу; принцип конфиденциальности: результаты социально-психологического тестирования сообщаются только лично обучающемуся, прошедшему тестирование, или родителям (законным представителям), при условии его несовершеннолетия.
Важно!
В соответствии с действующими нормативно-правовыми актами СПТ проводится конфиденциально и не предполагает представления персональной информации о его результатах в какие-либо органы и ведомства. В целях выполнения данного принципа соблюдается ряд условий: 1. Кодирование персональных данных в образовательной организации при организации и проведении СПТ.
2. Каждому обучающемуся, принимающему участие в тестировании, присваивается индивидуальный код участника, который делает невозможным персонификацию данных.
3. Список индивидуальных кодов и соответствующих им фамилий составляется в одном экземпляре и хранится в учебном заведении у ответственного за тестирование в соответствии с законом «О персональных данных».
4. Контроль со стороны администрации образовательной организации за работой с конфиденциальной информацией. Тестирование проводится c помощью автоматизированной системы дистанционного анкетирования в режиме online через портал анонимного психологического тестирования, то есть обучающиеся не авторизуются на портале. Обработка результатов СПТ проходит без персональных данных. В целях обеспечения анонимности во время проведения тестирования не допускается свободное общение и перемещение обучающихся или членов Комиссии по кабинету. Конфиденциальность при хранении результатов СПТ обеспечивает администрация образовательной организации.
Агрессивность может быть ярким симптомом психического заболевания или расстройства. Но в данной статье мы рассматриваем агрессию как нарушение эмоциональной сферы, проекцию неправильных сценариев или реакцию на вторжение в личное пространство — т.е. как психологическую защиту. В этом случае учителя и родители могут предпринять самостоятельные шаги, не обращаясь к помощи психологов.
Откуда берется агрессия?
Хотелось бы напомнить, что в подростковом возрасте, начиная с младшего подросткового (10-11 лет), успешное общение со сверстниками ставится подростком «на вершину пирамиды». Любое событие воспринимается им в связи с собственными позициями успеха или неуспеха. Отсюда, кстати, настоящая зависимость от лайков в Instargam и желание набрать как можно больше друзей в ВКонтакте. Сомнения в своей успешности заставляют ребенка испытывать сильнейший дискомфорт, приводят к снижению самооценки и могут проявиться в симптомах нервозности и тревожности.
Молчаливая забастовка – важный сигнал
Тревога приводит к нарушению адаптации в коллективе. В результате подростки, которые не могут или не умеют эффективно и успешно общаться со сверстниками, попадают в категорию изгоев. Такие дети одиноки, у них нет друзей, зато есть проблемы с окружением. Подобные подростки выделяются своим поведением, манерой общения, даже внешним видом. Речь не идет о просто необщительных детях или интровертах, мы говорим о болезненной для самого ребенка дезадаптации. Отношения, которые складываются в группе сверстников, для ребенка становятся моделью поведения — образом, который он проецирует на себя. Для школьника (как и для взрослого человека, будем честны) важно занять статусное или «свое» место в жизни и в коллективе. Трудности 10-летнего ребенка, оказавшегося «вне игры», могут повлиять на успех в его взрослой жизни. Неадекватная самооценка и попытка компенсировать невнимание и знаменитый «игнор» со стороны окружающих и приводит к агрессивности.
Виды агрессии.
Прежде чем предпринять решительные действия в отношении агрессивного ребенка, попытайтесь понять, с каким видом агрессии вы сталкиваетесь. Как правило, взрослые склонные замечать только самые яркие (первый и торой) из них.
1.Физическая агрессия: постоянные драки, попытки дать отпор физически, задирчивость.
2. Косвенная агрессия: словесная травля, злые шутки, сплетничество: «Знаешь эту жирную корову Людку из 6 „б“? Давай скажем классной, что это она журнал в ведро уронила».
3. Вербальный негатив: невежливые жесты, угрозы на словах «Я тебя задушу, придурок, ненавижу!», крик и визг.
4. Тихая агрессия: саботаж, игнорирование, негативизм. Ребенок делает вид, что не слышит и не слушает вас. Когда вы пытаетесь с ним поговорить, он уходит в комнату и надевает наушники.
«А я ему как дам в ухо, пап!» Не лучше ли было поговорить?
Если перед подростком встанет выбор: обсудить конфликтую ситуацию с «врагом» или сразу дать физический отпор — что он выберет? На самом деле, выбранная модель поведения зависит от множества параметров: от воспитания до эмоционального состояния в момент ссоры. Тем не менее, одна из самых распространенных причин агрессии крайне проста: бью, потому что не знаю другого способа отреагировать. Если у ребенка нет иных примеров разрешения конфликтов (он не видел переговоров в семье, среди друзей или одноклассников), к тому же, находится в состоянии тревожности, о котором говорилось выше, — драка почти неизбежна.
Пар из ушей валит часто даже у взрослых
Почему мы учим детей драться, а не договариваться? Вы слышали о школах риторики для детей? Нет. А о секциях борьбы? Возможно, мое мнение будет наивным, но данный факт свидетельствует о том, что умение красиво и правильно говорить, вести аргументированный спор, выражать свое мнение и отстаивать его— не очень-то востребованный навык. А зря. Умение постоять за себя физически должно находиться в гармонии с умением противостоять словесно. Любому современному человеку необходим такой навык.
Полезно ли умение договариваться подростку?
Ребенок, который действительно может разрешить конфликт с помощью логики и аргументов, а не кулаков, заслужит уважение сверстников. Хулигана, который решает все вопросы кулаками, могут бояться, перед ним могут заискивать, но об уважении речи не будет.. Если ваш ребенок а) интересен, б) грамотно (а не заумно!) говорит в) может решить любой вопрос, то к нему со временем станут обращаться за советом. Подобный авторитет скажется положительно и на самооценке, и на позиционировании. Не обязательно быть самым красивым или быстрее всех бегать, умение решать спорную ситуацию — это умение, которое куда более редко, а потому ценно.
Что делать родителям, если ребенок проявляет агрессию?
Частый случай: родители не могут справиться с агрессией ребенка, а потому пытаются решить задачу подавлением. Если этот способ не дает результатов, в ход идут уговоры, регулярные скандалы и простейший шантаж: «Успокойся, или сегодня ты не будешь играть в приставку!», «Если ты еще раз будешь со мной спорить, то про поход на каникулах с другом забудь!». Такая модель борьбы с подростком ни к чему не приводит, так как прямолинейное действие и попытки «надавить» на ребенка в этом возрасте бесполезны.
Способ 1. Дать выход агрессии. Агрессия — это естественно. Если бы человек в момент своего появления на земле не был агрессивен, скорее всего, он бы не выжил. Но в XXI веке у нас нет необходимость сражаться за пропитание и территорию, поэтому агрессия должна быть контролируемой. Своими физическими силами надо уметь управлять. Если этого не происходит, то наносится вред не только окружающим, но и себе. Отдайте ребенка в спортивную секцию, где ему объяснят, что решение спора кулаками — не выход, но навыки честной борьбы и самозащиты ему пригодятся. Пусть это будет футбол или легкая атлетика, можно смело попробовать восточные единоборства— дзюдо, самбо, карате. Они хороши тем, что учат ребенка не только владеть своим делом, но и эмоциями.
Вдруг у него не кулаки чешутся, а в душе неладно?
Способ 2. Работать с самооценкой ребенка Человек, которому есть чем гордиться, всегда чувствует себя спокойно. Если ваш ребенок уверен, что в чем-то он точно «впереди планеты всей», то и агрессия со стороны сверстников будет восприниматься не так остро. Самодостаточные люди не агрессивны, им нет смысла бороться за свое место под солнцем — они его нашли.
Способ 3. Записать на курсы ораторского мастерства или предложить литературу Поможет в этом простая классика. Герои Джека Лондона, Марка Твена, Толстого и Артура Конан Дойля изъясняются просто потрясающе. Быть острым на язык в наше время— выгодное преимущество. Не ругать, а любить – на самом деле это очень-очень сложно.
Не ругать, а любить – на самом деле это очень-очень сложно.
Способ 4. Любить подростка и подавать ему пример. Подростки очень уязвимы, вспомните себя в этом возрасте. Так что почаще говорите ему о своей любви. Задумайтесь также о том, как принято решать конфликты в вашей семье. Возможно, что вы не даете себе отчет относительно собственных эмоций и реакций. Все мы люди, все мы перегораем, как лампочки. Но наши дети замечают все. Они не столько слушают нас, сколько смотрят на нас. Если агрессия подростка вызвала невольным копированием матрицы поведения внутри семьи, то попытка перевоспитать только ребенка не принесет успеха.
Способ 5. Следить за здоровьем. Помимо психологических существуют множественные биологические причины агрессивного поведения. Например, низкая частота сердечных сокращений. Понаблюдайте за подростком: имеет ли место агрессия без причины? Если да, ребенок часто кричит, немотивированно злится — «Меня все вообще бесит!», а не «Меня бесит физика, не могу решить задачку!», то по возможности стоит сходить к врачу, чтобы начать программу коррекции. Причиной агрессии может стать повышенная тревожность. Снижайте ее любым способом, чтобы не пытаться избавиться от следствия вместо причины. Если ребенок сильно устает в школе, беспокоится из-за экзаменов, внешности или низкой популярности, его травят или он просто склонен к нервозности, то стоит с этим поработать. Способы могут быть самыми простыми: арт-терапия (об этом в наших социальных сетях), цветотерапия, поездки на природу и даже йога.
Главное— пусть подросток знает, что он не один, семья готова его поддержать, а не отругать.
Рекомендации психолога для старшеклассников по профориентации
Выбор профессии
• Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.
• Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом на свете.
• Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: "Я буду бизнесменом, у меня будет сотовый телефон и мерседес!".
• Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.
• Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.
• Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.
• Получи консультацию у психолога школы. Тесты предложенные психологом помогут определить твои способности и выбрать правильное направление.
• Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.
• Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.
• Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории. Например, многие удачливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями.
• Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.
• Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше.
• Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.
Рекомендации родителям по профориентации
1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.
2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.
3. Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.
4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
5. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
6. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.
Нет проблем у тех мам и пап, чьи дети с ранних лет мечтают о карьере врача, космонавта или юриста и с упорством штудируют учебники, готовясь к поступлению в вуз.
Впрочем, по заверениям специалистов, таких детей меньшинство, гораздо больше тех, у кого выбор профессии вызывает серьезные сомнения и трудности.
Что делать родителям в такой ситуации? Разворачивать серьезную профориентационную работу! Причем вопрос о том, куда пойти учиться, лучше начинать решать еще в 8-9-м классе.
Вместе, но не вместо
Главное для родителей - отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают - потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения.
За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна.
Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит.
С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор.
Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность. Но, разумеется, действенная профориентационная работа возможна только в тех семьях, где налажена доверительная атмосфера.
Если же диалога не получается и обсуждение любого вопроса заканчивается открытой конфронтацией, значит, сначала надо восстанавливать «погоду в доме» (и лучше при помощи психолога), а уж потом заниматься планированием будущего.
7 шагов к решению
Итак, задача родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?
ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание. Разумеется, такой способ профориентации - не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.
ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем, очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например заявляют: «Хочу быть начальником!» Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист - отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает.
К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.
ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты. Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).
ШАГ 4. От слов - к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе.
ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование и консультирование у психолога. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего, познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту - умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу - физическую подготовку и организаторские способности и т. д.
Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов - не выдать готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными.
ШАГ 6. В институт - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз - и желательно не в один. Не придавайте чрезмерное значение таким походам - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш ребенок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».
ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».
Ошибка - тоже опыт
Выбор профессии - дело, без сомнения, важное и ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу необратимому. Тот выбор, который делают наши дети сегодня, отражает лишь их нынешние интересы и потребности. Замечательно, если выбранная специальность всегда будет им интересна, ну а если их предпочтения изменятся - в этом нет никакой трагедии.
Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется.
Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять. Не исключено, что специальности, которые в настоящее время востребованы и высоко оплачиваются, совсем не будут таковыми и наоборот. Но в любом случае у каждого остается возможность что-то переиграть или начать заново.
Рекомендации педагогам
Одним из основных механизмов социализации в семье выступает идентификация или буквально – уподобление взрослым, подражание им, ориентировка на их поведение как на пример собственных действий.
В первую очередь механизм идентификации действует в парном взаимодействии "ребенок-родитель", поскольку именно родители выступают для детей наиболее "доступными" взрослыми.
В процессе профориентации учащихся педагог может столкнуться с различными трудностями в работе с родителями. Наиболее глубокой проблемой является отсутствие у родителей информации об особенностях своего ребенка.
Родители не знают, каковы интеллектуальные, личностные характеристики старшеклассников. Чаще они имеют свои собственные представления, приписывая свои желания ребенку.
Нередко родители, приходя на консультацию, предъявляют требование подтверждения наличия способностей к определенной деятельности.
Значительное влияние имеет тот факт, что родители не всегда обладают навыками конструктивного общения: конфликты, возникающие между родителями и детьми, не позволяют адекватно общаться и выяснять интересы и намерения ребенка. Отсутствует гибкость вследствие психологической ригидности, неумения реагировать на изменения, происходящие с ребенком в рамках его профессиональных предпочтений.
Поскольку профессиональный выбор может быть верным только при наличии условий для его осуществления, поэтому работа психолога не должна сводиться к рассказу о возможных профессиях или образовательных возможностях школы. Здесь важно несколько направлений:
1. Систематическое информирование – родитель должен получить информацию, касающуюся интеллектуальных, личностных особенностей, темперамента, характера, особенностей мышления, интересов, склонностей, коммуникативных и организаторских способностей.
2. Создание памяток, рекомендаций – учитывая психологические особенности восприятия и переработки информации человеком, изменения в представлениях родителей о методах помощи ребенку в его выборе не могут происходить мгновенно. Важно снабдить родителей кратной печатной информацией по основным вопросам.
3. Обучение родителей навыкам первичной помощи ребенку – реагирование на трудности обучение общению.
Качественно в системе организовать профориентационную подготовку педагог может только при поддержке нескольких специалистов.
Совершенно недавно все российские СМИ всколыхнуло известие о том, что в столице Бурятии Улан-Удэ четвероклассник свел счеты с жизнью из-за того, что не смог выполнить домашнее задание. Этот инцидент еще раз подтверждает то, насколько актуальной в настоящее время является проблема выполнения современными школьниками «домашки».
В данной статье предлагаю рассмотреть следующие вопросы:
1. Почему ребенок отказывается работать дома?
2. Как мотивировать ребенка на выполнение домашнего задания?
3. Играет ли роль в данном вопросе возраст ребенка?
4. Как заставить делать уроки ребенка – старшеклассника?
Отвечая на первый вопрос, скажу следующее: ребенок может просто бояться сделать ошибку при выполнении домашней работы, он может элементарно лениться, бояться самих родителей, у него может просто отсутствовать мотивация к домашнему учебному труду. Также ребенок может быть просто утомлен тем, что у него очень много учебной нагрузки, потому что, помимо обычной школы, он посещает музыкальное учреждение, художественный кружок и секцию по шахматам. Это как у А. Барто, «Драмкружок, кружок по фото…». Тут уж, и правда, для ребенка многовато что-то занятий, вот и приходится ему неосознанно от чего - то отказываться. Вот он и отказывается от выполнения домашней работы.
Однако и других мотивов отказа от выполнения уроков у школьников предостаточно. Но родители должны перебрать в уме все варианты и найти единственно верный ответ, который подходит к характеру именно их ребенка. Тем более следует помнить о том, что домашнее задание в современной школе – дело весьма непростое, часто, чтобы его выполнить, нужны усилия буквально всех членов семьи. Ведь программы все усложняются, даже в первом классе сегодня ребенок должен уже читать около 60 слов за минуту. Это в третьей четверти! А ведь раньше наши мамы и папы, будучи сами первоклассниками, учились только складывать буквы.
Ну а если родители определили причины, почему ребенок отказывается делать уроки, то им нужно приучать себя к терпению и понимать, что их ждет трудная миссия домашних наставников.
Как же мотивировать ребенка на выполнение домашнего задания? Чтобы сформировать эту мотивацию, нужно много усилий. В первую очередь, данные усилия основываются на положительном школьном опыте. Если же в самой школе дела у вашего чада идут плохо, то и домашнее задание он будет воспринимать как продолжение школьной пытки.
Вообще, родителям нужно быть очень чуткими в вопросах школьного обучения. Бывает и такое, что в классе ребенку достается незавидная роль «чучела», «мальчика для битья», отношения с одноклассниками не складываются, окружающие обижают вашего ребенка. Естественно, что и учиться ему совершенно не хочется. Ведь как ходить в школу, если тебя там не любят и обижают? Какое уж там правильное выполнение домашних заданий…
Безусловно, большую роль в данном вопросе играет и возраст ребенка. Наиболее часто отказываются выполнять домашнее задание первоклассники. основной причиной в данном возрасте является несформированность правильной положительной мотивации. Проще говоря, им еще не интересно учиться. Все эти перспективы «поступить в институт», «заработать много денег», «стать успешным человеком» и т.д. – для первоклассника еще пустой звук. Он живет не будущим, он живет настоящим. Игрушками, компьютерными играми, прогулками с друзьями.
Учитывая последнее чтобы правильно мотивировать ребенка нужно превратить процесс учебы в увлекательное занятие, игру. Каждый родитель может с этим справиться. А также существует много вспомогательных материалов. Например, интерактивная игра «Письма из сказки». Здесь в игровой форме ребенок сам ведет уроки, сам объясняет, сам ставит оценки – это все в детективной сказке! Более подробную информацию можно посмотреть по ссылке в конце статьи.
А как заставить делать уроки ребенка – старшеклассника? Это уже более сложный вопрос. Тут нужно терпение, такт, умение понимать. Родителям нужно задуматься над вопросом о том, как делать уроки с ребенком без криков, ведь, возможно, часто они сами просто провоцируют конфликт, не выдерживая и обвиняя своего повзрослевшего сына или дочь во всех грехах. А подростки очень остро реагируют на критику, им трудно справиться с ней, в итоге они просто отказываются выполнять работы, которые задают в школе на дом.
Переходный возраст, в котором находятся школьники с 12 до 14-15 лет, может серьезно повлиять на успеваемость ученика. Дети в этот момент испытывают серьезные физические и психологические нагрузки, часто они переживают свою первую влюбленность, стремятся произвести впечатление на сверстников. Какая уж там учеба? А родители в этом возрасте становятся для детей своеобразными оппонентами, ведь подросток стремится оторваться от своей семьи, получить право самому распоряжаться своей жизнью. Излишне авторитарные родители в данном случае начинают сильно давить на своих детей, чтобы призвать их к послушанию. Но не всегда они добиваются этого послушания, а бывает так, что ребенок начинает протестовать. И часто отказ выполнять домашнюю работу – это и есть следствие этого протеста.
Что же делать в подобной ситуации? Вот несколько советов:
1. Попытайтесь понять, почему ваш ребенок не хочет выполнять домашнее задание. Для этого существует множество причин. Он полностью поглощен каким-то другим занятием? Он планирует пойти гулять с друзьями? Или он сейчас не может оторваться от видеоигры? Что бы то ни было, знание причины - лучший способ ей противостоять. Помните, что воспитание подростка строится на доверии. Создайте ситуацию, при которой вы будете доверять подростку, но в случае обмана, ответственность должна полностью ложиться только на него.
2. Примите во внимание эмоциональные факторы. Некоторые ситуации требуют более тонкого подхода. Мотивируя подростка, следует избегать постановки слишком сложных задач. Страх также может сыграть отрицательную роль. Как ни парадоксально, однако боязнь плохо что-то сделать ведет к тому, что человек решает не делать вообще ничего. Если главными причинами невыполнения домашней работы являются не лень и не развлечения, тогда следует попытаться поговорить с ребенком откровенно о том, что происходит в его жизни.
3. Принесите подростку его портфель. Это кажется глупым, но может сработать. Подростки ленивы по природе. Им может быть намного трудней приняться за домашнюю работу, если рюкзак в другой комнате, а им хорошо в этой на диване. Иногда они могут попросту забыть о домашнем задании, если напоминания о нем нет перед глазами. Это что-то вроде "с глаз долой - из сердца вон".
4. Помните, что домашняя работа не в списке приоритетов. Для подростков более важны друзья и хобби. Домашнее задание рассматривается как побочный продукт школы, который никто не любит. Даже не сомневайтесь, среди друзей вашего ребенка наверняка есть такие, которые полностью игнорируют задания, оказывая тем самым негативное влияние. Покажите подростку, что можно быть крутым и иметь хорошие оценки одновременно, эти понятия не взаимоисключают друг друга. Сделать это можно, рассказав истории из своего детства, о проваленных экзаменах и несделанной домашней работе. Такая беседа не должна выглядеть как поощрение невыполнения домашнего задания. Да и ваш ребенок совсем по-другому будет смотреть на вас, когда поймет, что вы были совсем как он в этом возрасте.
5. Обсудите последствия. Если подросток планирует погулять с друзьями, не заставляйте его сначала сделать домашнюю работу. Просто предупредите, что если он не выполнит поставленную задачу по оценкам, то не сможет гулять неделю. Тоже самое относится и к другим планам вроде катания на скейтборде и т.д. Позвольте им уйти, но предупредив о последствиях.
6. Используйте техники позитивного настроя. Подростки могут чувствовать себя любимыми "с условиями", то есть могут считать, что вы тепло к ним относитесь, только если они сделали что-то хорошо. Это может привести к депрессии и раздражительности. Пытайтесь быть на столько позитивным, на сколько возможно. Если подросток пришел к вам и рассказывает что-то ужасное, например, неудачу на итоговой контрольной или что-нибудь подобное, отнеситесь с пониманием. Ему ведь потребовалось не мало храбрости, чтобы собраться с духом и рассказать. Поэтому, чем спокойней вы отнесетесь, тем больше вероятность, что подросток придет к вам обсудить свои проблемы еще раз.
7. Заставьте подростка начать. Вроде очевидно, но это не так просто, как кажется на первый взгляд. Вместо того, чтобы говорить "иди, делай домашнюю работу", приведите подростка на рабочее место и сядьте рядом. Не сдавайтесь и не уходите. Просто сидите рядом, вторгаясь в его личное пространство до тех пор, пока он не откроет тетрадь или ноутбук и не начнет работать. Проследите, что он действительно принялся за работу. Иногда достаточно и этого небольшого нажима. Как только он включился в выполнение домашнего задания, вы можете уйти и дать ему возможность продолжить.
8.Отслеживайте историю работы с компьютером. Если он работает на компьютере, убедитесь, что подросток занимается тем, чем надо. Кроме того, можно установить родительский контроль и другие ограничения на доступ в интернет.
9.Не требуйте слишком многого,например, чтобы ваш ребенок также отлично учился, как и вы. Если он забывает о каких-либо заданиях или поручениях, это еще не говорит о безответственности. Это значит, что он просто подросток. Не придирайтесь (смотри ниже), а делайте напоминания в забавной форме. Используйте свое чувство юмора, чтобы напомнить, не говоря при этом ни слова. Покажите пальцем, нарисуйте стрелку, используйте загадки или просто напишите задание на бумаге и оставьте ее на столе или двери. Если вам все же нужно сказать, используйте фразы вроде "Ты помнишь, о чем мы договаривались?".
10.Не придирайтесь и не давите. Это заставляет подростков сопротивляться еще больше. Как уже было сказано выше, будьте добрыми и настойчивыми. Данные средства более эффективны, чем крики и чтение лекций. Например, устройте совместный мозговой штурм. Подростки более склонны соблюдать план, в составлении которого они сами принимали участие.
В заключение хочу дать несколько рекомендаций по подготовке домашних заданий самим школьникам.
«Как готовить домашнее задание по русскому языку»
1. Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
2. Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
3. Прочитай задания упражнения.
4. Прочитай все упражнения, устно выполни задания к нему.
5. Выполни упражнение письменно.
6. Проверь всю работу.
«Если к завтрашнему дню нужно выучить стихотворение»
1. Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением,
2. Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные слова.
3. Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.
4. Прочитай стихотворение еще 2—3 раза. Постарайся его запомнить.
5. Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.
6. После окончания домашней работы еще 2—3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.
7. Перед сном еще раз повтори стихотворение.
8. Утром следующего дня еще раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.
«Если на выучивание стихотворения дано 2 дня»
Первый день. Прочитай стихотворение про себя. Выясни непонятные слово и обороты. Еще несколько раз прочитай стихотворение про себя. Прочитай стихотворение вслух. Постарайся понять его построение, интонацию, ритм.
Второй день. Прочитай стихотворение про себя, Прочитай стихотворение громко и выразительно. Расскажи его по памяти. Перед сном расскажи еще раз. Утром следующего дня повтори стихотворение сначала по учебнику, а потом расскажи наизусть.
«Если стихотворение большое или трудно запоминается»
1. Раздели стихотворение на четверостишия или смысловые отрывки.
2. Выучи первый отрывок.
3. Выучи второй отрывок.
4. Повтори первый и второй отрывки вместе.
5. Выучи третий отрывок.
6. Расскажи наизусть все стихотворение.
7. Повтори стихотворение еще роз перед сном.
8. Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.
«Как решать задачи»
1. Прочитай задачу и представь себе то, о чем говорится в задаче.
2. Запиши задачу кратко или выполни чертеж.
3. Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.
4. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему. Что нужно узнать сначала, что потом.
5. Составь план решения.
6. Выполни решение.
7. Проверь решение и ответ на вопрос задачи.
«Как нужно готовить задание по устным предметам»
1. Вспомни, не открывая учебник, о чем узнал на прошлом уроке: — о чем рассказывал учитель.
— какие ставили опыты;
— какие рассматривали таблицы, картины, карты.
2. Прочитай в учебнике вопросы к уроку, ответь на них.
3. Прочитай текст учебника.
4. Подготовься отвечать по теме урока:
— продумай план ответа;
— расскажи заданое по этому плану;
— старайся не просто рассказать, но и доказывать свои знаний примерами из наблюдений, опытов, из своей жизни, из просмотренных передач, прочитанных книг;
— сделай выводы;
— открой учебник, с помощью рисунков, текста и выводов учебника проверь, как ты усвоил материал.
5. Выполни задания учебника.