История образовательной организации
С 1939 через город Камышлов начали прокладывать вторую линию железной дороги. На стройку прибыло много вербованных рабочих, для них в восточной части города были построены бараки. Вскоре вырос небольшой поселок, его назвали «Городок вторых путей». В семье рабочих было много детей, а школы были расположены далеко, так появилась необходимость создании новой школы. Одним из организаторов школы был заместитель начальника стройки Белозерцев Филипп Степанович. Новая школа была открыта в ноябре 1942 года и получила название «Школа вторых путей».
Она помещалась в большом деревянном бараке, помещение было низкое одноэтажное. В школе было два небольших кабинета, в которых стояло по 10 парт, рядом размещалась учительская. Школа была начальной, в ней обучалось 50-70 учеников, они учились в две смены.
Первыми учителями школы были: Булатова Лидия Степановна, Ильичева (Бекетова) Роза Ивановна, Васенина (Башкирова) Галина Ильинична.
С 1946 года заведующая школой была Булатова Лидия Степановна, в 1948 году - Зайцева Екатерина Ивановна. При школе был небольшой пришкольный участок (10 ар), который вручную обрабатывали сами учащиеся. Садили картофель, морковь, свеклу. Все собранные овощи шли на горячие завтраки учащихся. Эти годы были тяжелые, послевоенные, очень плохо было с продуктами питания, и дети один раз бесплатно питались в школе. В 1951 году к бараку, с восточной стороны был сделан пристрой.
Осенью 1954 года началось строительство нового здания школы. В строительстве школы принимали участие уч-ся 4 класса, т. к. они были старшими в школе. Учащиеся помогали, подносили кирпич, строительный материал, очищали строительную площадку, засыпали шлаком низкие места. С учащимися работали учителя Васенина Г.И. и Чикунов Михаил Тихонович. Строительство шло медленно. Старое здание школы требовало ежегодного ремонта, заниматься в нем становилось опасно. В сентябре 1953 года школа №5 «Вторых путей» была переведена в здание школы №60 на вторую смену. Здесь один класс был сокращен, осталось 3 класса и три учителя. В этом здание школа №5 работала пять лет и все во вторую смену.
4 октября 1958 года вступило в строй новое здание школы №5, где можно было получить семилетнее образование. Первым директором стала Боровских Анна Семеновна учитель русского языка и литературы, завуч-Мальцева Людмила Ивановна.. В школе было три 1 класса, два вторых, два третьих, один четвертый. Старших классов было 3:один пятый, один шестой, один седьмой. Вокруг школы ребята посадили берёзы и клёны. За школой был создан пришкольный участок. В садовой части росли яблоки, груши, сливы, вишни. Много овощей. Главной гордостью был цветник, где росли чудесные цветы. С 1962 года наша школа стала восьмилетней. Пополнился состав учеников и появились новые учителя: Кочегарова Н.П., Колобова Т.Д., Кузнецова В.А.- преподаватели русского языка и литературы. Якимова Е.П.- учитель географии, Клементьев В.А.- учитель физкультуры, Прохорова Л.С.- учитель математики, Прожерина Л.А.- учитель математики, Солдатова (Евдокимова) Г.М.- старшая вожатая, Худякова В.С.- учитель начальных классов и др. Заместителем директора по учебно-воспитательной работе с 1963 года была Шаркова Г.К. – учитель русского языка и литературы («Учитель-методист», «Отличник просвещения РСФСР»).
В 1964 году директором школы был назначен Кухтович Валентин Антонович - учитель истории. В школе обучалось 544 ученика. В 1967 году школа стала средней. На пришкольном участке построили теплицу, где ребята с Агнией Павловной Степановой, учителем труда, выращивали помидорную рассаду, а цветы (гвоздики, гладиолусы) росли всю зиму, люди их покупали на свадьбу, дни рождения, на праздники. На эти деньги проводили разные вечера. Новый год ездили на экскурсии в Свердловск. В школе был создан духовой оркестр и школа 1-го мая, 7 ноября на праздники ходила под музыку собственного оркестра. В школе был построен тир, где ребята учились стрелять. Ребята ходили в турпоходы, занимались изучением родного края. В школе половина ребят училась на 4-5. Становились в школе тесно, нужен был спортзал. И директор начал хлопотать об этом.
С 1970 года в школе работает Пикунова Г.А. – учитель русского языка и литературы («Учитель-методист», «Отличник просвещения»). С 1986 года заместитель директора по учебно-методической работе является Лыкова О.Н. – учитель химии («Учитель-методист», «Отличник просвещения»).
В 1975 году директором школы назначена Красноперова Полина Григорьевна- учитель биологии. Школа перешла на кабинетную систему обучения. Созданы кабинеты биологии, географии, истории, математики. Большое внимание уделялось созданию школьного музея.
В 1978 году был заложен фундамент нового пристроя школы. Строительство проводилось под руководством прораба Дулова И.М. и мастера Пономаревой Ольги Васильевны. Большую помощь оказывали шефы школы- завод хромовых кож. Худяков Г.С.- заместитель директора ЗХК был первым консультантом-помощником.
В 1979 – 1980 году важнейшим событием была подготовка к XXVIсъезду КПСС. К этому событию проводились десанты труда, комсомольские собрания, встречи с коммунистами. К 11 – ой годовщине со дня рождения В.И. Ленина коллектив школы работал по теме: «Учишься, работать и жить как В.И. Ленин». В этом году старшеклассники нашей школы заняли Iместо по ориентированию. Камышловский Г.К.КЛКСМ наградил комсомольскую организацию за большую работу по идейно – политическому воспитанию учащихся. Комсомольская организация – стала победителем в смотре конкурсе Ленинских комнат в честь 11 – ой годовщины рождения В.И. Ленина.
29 декабря 1981 года состоялся торжественный митинг, посвященный открытию нового пристроя школы. Школа получила 8 кабинетов, спортивный зал, столовую на 200 мест. Почетное право разрезать ленту предоставлено вожатой октябрят Путинцевой Свете (6б класс). Торжественный праздник открыл председатель горисполкома Горланов Геннадий Петрович. Затем с приветствие выступил секретарь горкома КПСС – В.Т. Агеев. Не мало слов благодарности прозвучало на митинге в адрес строителей. Они действительно потрудились на славу. Героями праздника стали и представители ЗХК. Среди почетныхгостеуКинев Н.П., Орлова О.М., Берсенева Л.Г., Шабанова Г.Л., Ермолаева М.М.
В школе созданы кабинеты по всем предметам. В 1980 году заложен школьный стадион.
13 марта1982 в доме пионеров проходила городская конференция. Она была посвящена 60-летию Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина. Туристические отряды провели большую работу в ходе экспедиции «Моя Родина – СССР». Всю работу в школе возглавил штаб красных следопытов. Начальник турштаба – Киселева Марина. Турорганизатор – Якимова Е.П. На конференции наша команда рассказала о результатах работы по шести направлениям экспедиции.
Все годы учащиеся школы проходили трудовую практику в плодопитомнике под руководством учителей и агронома Павловой Любовь Павловны. Заработанные деньги шли на организацию школьных вечеров и праздников.
В честь дня рождения Ленина ежегодно проводится субботник. Работали на уборке и благоустройстве территории школы, в микрорайоне школы, у магазинов № 10, №26, №35, чистили сквер города. Собирали металлолом и макулатуру.
В 1984 году начал действовать кабинет обслуживающего труда. Работала школа передового опыта «Делай, как я, делай лучше меня».
В 1988 году директором школы стала Ковина Людмила Аркадьевна – учитель математики. В период перестройки многое меняется и в стенах школы, где особое внимание созданию оптимальных условий для развития способностей учащихся: произведен ремонт крыши основного здания, заменены системы отопления и освящения, обновляется оборудование кабинетов, создан кабинет информатики, перед зданием школы разбит пришкольный участок, где посажены ягодные и цветочные культуры.
Весной 1992 года заложен фундамент ещё одного пристроя, который был пущен в эксплуатацию в 1994 года и школа стала заниматься в первую смену. Педагогический коллектив в своей работе осуществляет личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию. С 1995 года школа приступила к внедрению новой образовательной модели «Экология и диалектика», автор которой профессор Тарасов Л.В.
6 февраля 1994 года в здании школы №5 была создана хоровая музыкальная школа. Её первые педагоги: Харина С.П. (директор), Воробьева С.Т., Кадочникова О.А., Курочкина Е.А., Харина Н.В., Бурдина Ю.О., Харин В.П., Никишова Т.Ю.
В этом же году в школе появился музыкальный театр «синяя птица» под руководством Киршенивой А.В.
. В 1998 году наша школа стала школой I-ой категории. Это заработали учителя и администрация, ученики своим трудом, учебой. Таких школ в области всего несколько. В 1999 году открыты профильные старшие X, XI классы: естественнонаучный с углубленным изучением биологии, физики, химии; технический- с углубленным изучением физики, черчения, информатики, и гимназический класс. Остальные классы занимаются по интегративным программам, то есть по программам повышенного уровня. В 2002 году присвоен статус муниципального образовательного учреждения «Лицей».С 2000 года лицей является базовой школой для организации работы по профессиональной ориентации совместно по договору с Уральским государственным университетом путей сообщения. С 2004 года образовательное учреждение является базовой площадкой Института регионального развития образования по реализации проекта «Отработка VI модели Фестиваля юные интеллектуалы Среднего Урала». При подведении промежуточных итогов областного конкурса моделей фестивального движения в 2005 г. лицей занял призовое место. В 2006 году реализован телекоммуникационный проект «Лицей TV», что позволило создавать, транслировать телепередачи в каждом учебном кабинете лицея и существенно расширить поле творческой деятельности учащихся и педагогов. В 2007 году лицей стал ресурсной школой Представительства Института Развития Регионального образования Свердловской области по внедрению информационных технологий в образовательный процесс. В 2009 году под руководством Людмилы Аркадьевны реконструировано заброшенное здание и открыты новые мастерские, оборудованные современными станками для технического труда.
2006 год – лицей стал победителем городского конкурса «Школа года» и среди школ, претендующих на победу в НПН «Образование» и занял 8 место среди 72 лучших школ Свердловской области
2006-2007 год закупка компьютерного оборудования и программного обеспечения на выигранный миллион, что послужило условием для запуска в лицее инновационного управленческого проекта «Создание и управление развитием единой информационной среды». Стал ресурсным образовательным учреждением Представительства ИРО Восточного округа по направлению «Использование информационно0коммуникативных технологий в образовательном процессе». Была открыта экспериментальная площадка по организации школы полного дня второй ступени обучения на параллели 5-х классов. Создали лицейское телевиденье.
2008 год вторая победа в НПН «Образование», получение президентского гранта
2009 год – призовое место на областной выставке «Инновации в образовательных учреждениях Свердловской области»
С 2009 года лицей является членом Ассоциации транспортных образовательных учреждений Уральского федерального округа и Пермского края. Лицей с сентября 2009 года является пилотной базовой площадкой Регионального центра медиаобразования Свердловской области по теме: «Интегрирование медиаобразования в учебно-образовательный процесс учреждений образования Свердловской области»
в 2010 году лицей второй раз успешно подтвержден повышенный статус образовательного учреждения – лицей. Дважды лицей участвовал в Российском конкурсе общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках национального проекта «Образование», и оба раза вошел в число победителей. Умелое руководство и личностные качества директора позволяют осуществлять взаимодействие с высшими учебными заведениями города Екатеринбурга (Уральским государственным университетом путей сообщения, Уральской государственной медицинской академией), с областными организациями «Ассоциация учащийся молодежи» и «Соболята»», а также социальное партнерство с образовательными учреждениями Камышловского городского округа. С 2009 года лицей является членом Ассоциации образовательных учреждений Уральского федерального округа и Пермского края За последние 5 лет 3 учителя стали победителями конкурса в рамках Национального проекта «Образование» «Лучшие учителя образовательных учреждений России», 2 учителя - победители Окружного конкурса «Педагогический олимп», 1- победитель Областного конкурса "Учитель года Свердловской области - 2008", 13 педагогических работников лицея являлись победителями в городском конкурсе «Учитель года» в различных номинациях, 5 учителей – победители этого конкурса.
В 2012 в лицее открылся Центр универсального образования, приобретено оборудование на 10 млн. рублей, позволяющее шире использовать информационно-коммуникативные технологии в учебной и внеурочной деятельности. У детей появилась возможность заниматься роботототехникой, сочинять музыку на электронных синтезаторах, рисовать, обрабатывать фотографии, используя компьютерные программы. 11 комплектов современного технологического оборудования позволяют ученикам старших классов проводить опыты, моделировать физические и химические процессы, обучаться в лингафонном кабинете английскому языку.
Педагоги имеют возможность реализовать свой творческий потенциал, транслировать инновационный опыт на различных образовательных сайтах в Интернете, участвовать в конкурсах («Творческий Камышлов», фестиваль «Учи отлично, твори безгранично», педагогический марафон «Золотой фонд учителей Восточного округа», Областной конкурс «Двойная звезда»,региональный конкурс «Современный урок информатики в условиях введения ФГОС», всероссийский конкурс презентаций «Топ слайд» и другие).
Три педагога лицея удостоены Гранта Президента Российской Федерации в рамках конкурса ПНПО «Лучшие учителя России».
2011 – 2012 год - Работа с одаренными детьми рассматривается как одно из приоритетных направлений развития лицея.
Новая школа требует новых учителей. Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Совершенствуется образовательное пространство лицея.
Наша школа более самостоятельная в составлении индивидуальных образовательных программ и в расходовании финансовых средств.
Основная общеобразовательная программа среднего - полного общего образования, обеспечивающая дополнительную, углубленную подготовку обучающихся по предметам технического и естественнонаучного профилей.
Лицей создает условия для предоставления возможности учащимся по их желанию, склонностям и возможностям получения углубленных знаний по всем предметным областям, возможности до профессиональной ориентации в системе наук данной области, являющихся фундаментом обучения в высших учебных заведениях по избранной специальности.
Дополнительное образование является этапом системы непрерывного образования и способствует решению жизненно важных проблем: организация досуга, формирование коммуникативных навыков, выбору жизненных ценностей, саморазвитию и саморегуляции, профессиональному самоопределению обучающихся. Дополнительное образование в лицее опирается на содержание основного образования, увеличивая временное пространство, в котором учащиеся с 1 по 11 класс могут проявлять свою творческую активность.Ключевым условием повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени является использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе.
90% педагогов лицея используют современную педагогическую технологию – проблемное обучение, реализующую развивающую парадигму образования и позволяющую заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. Все учителя в своей практике используют здоровье сберегающие технологии.
Качество знаний по итогам 2011-2012 учебного года при 100% успеваемости составляет в целом по лицею 45,7% . Все выпускники 9-го класса (74 человек) получили аттестат об основном общем образовании. Количество выпускников средней школы – 46, качество результата образования 44%. 4 ученика получили золотую медаль «За особые успехи», 3 человека – серебряную медаль «За особые успехи», 1 человек – Похвальный лист «За отличные успехи» и 21 человек - Почетную грамоту «За особые успехи при изучении отдельных предметов».
Все ребята участвуют в олимпиадах и научно-практических конференциях разных уровней и многие из них получают призовые места.
2012 – 2013 год - Контингент учащихся формируется вне зависимости от географического положения лицея.
Выпускники постоянно направляют своих детей в наше образовательное учреждение. Это свидетельствует об устойчивом спросе на услуги лицея, высоком доверии к нему.
Семья связывает будущее ребенка с уровнем полученного образования, имея в виду не только знания, но и поведенческие модели, умение принимать ответственные решения.
Второй год на базе лицея открыты спортивные классы по мини-футболу (6 в класс, 1 в класс). Данная форма позволяет интегрировать ресурсы образовательного учреждения и учреждения дополнительного образования для выявления и поддержки спортивно одаренных детей.Педагоги лицея принимают активное участие в различных конкурсах, являются членами школьных интернет – сообществ, имеют свои сайты.Лицей пользуется популярностью как образовательное учреждение, дающее высокий уровень образования, соответствующий современным требованиям, о чем свидетельствуют данные набора в 1, 5 и 10 класс. До 15% поступающих в лицей проживают в других микрорайонах.
В лицее созданы условия, обеспечивающие безопасность учащихся: осуществляется охрана (камеры видеонаблюдения), организовано дежурство на переменах учителей и администрации, установлена «тревожная кнопка», произведена замена напольного покрытия во всем школьном здании на менее травмоопасное, в игровой форме осуществляется формирование у учащихся навыков безопасного поведения.
Одним из направлений деятельности Лицея является внедрение здоровье сберегающих технологий в образовательный процесс, создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Восемь лет в Лицее работает комплексная программа «Здоровье».
В лицее созданы условия для мотивации к достижению высоких результатов. Лицей в 2013 году четвертый раз становится победителем в конкурсе «Лучшие общеобразовательные учреждения России».
В 2013-2014 учебном году лицей выходит на следующий этап реализации Программы инновационного развития муниципального автономного общеобразовательного учреждения лицей №5 «Формирование компетентностей современного человека на основе открытой образовательной среды лицея».
2015 год - Признание Лицея Региональной инновационной площадкой по теме: «Развитие системы научно-технического творчества обучающихся в условиях современной образовательной среды»;
2016 год - Победа Лицея в конкурсе РИП Свердловской области;
с 2015 года пилотная площадка сетевого проекта «Детская инженерная школа» ГОУ ДОД ЦДО СО «Дворец молодежи» Свердловской области (2015-2020 г.г.);
2017 год - финалисты Всероссийского конкурса "Школа навыков 21века";
2018 год - получен статус Флагманской школы LegoEducation по апробации новых образовательных решений;
2018 год Федеральная экспериментальная площадка по апробации инновационных продуктов «Мобильное электронное образование».